ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫСамая большая ваза.Большая колыванская ваза (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелено-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.
Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.
Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».
Самая большая фарфоровая ваза К числу наиболее замечательных произведений русского прикладного искусства, украшающих Эрмитаж, принадлежит громадная фарфоровая ваза, на бронзовом цоколе которой имеется надпись: «Импер. фарф. завод в С.-Петербурге, 1828». Ваза эта, достигающая 2.22 м в высоту, являлась до наших дней величайшей в мире вазой, изготовленной из фарфора.
Яйцеобразное тело вазы, с узким горлом и раструбом, поставлено на довольно высокую ножку. Над оплечьями поднимаются фарфоровые ручки в виде аканфовых листьев, обвивающихся вокруг львиных масок и опирающихся на лебедей.
Нижняя часть тела вазы, оплечье, часть ножки и раструба покрыты широкими поясами рельефного орнамента, сплетенного из аканфовых и дубовых листьев, розеток, пальметок и завитков. Орнамент и ручки вазы вызолочены полированным и матовым золотом.
Ножка соединена с телом вазы легким бронзовым ободком, еще два бронзовых чеканных и вызолоченных ободка перехватывают тело вазы на различной высоте, гармонически сливаясь, с золоченым фарфором.
В средней части вазы, на гладкой белой поверхности, позволяющей любоваться белизной фарфоровой массы и ее безукоризненной глазурью, помещены две крылатые «Славы», окруженные военными трофеями, поддерживающие земной шар с очертаниями стран света и- с надписью: «Россия»; фигуры исполнены золотом, слегка подцвеченным в тенях в коричневый тон; буквы — черные. С противоположной стороны находится аналогичная композиция, имеющая в центре медальон с профилем Александра I, исполненный в коричневых тонах, в подражание античным камеям.
Ваза эта, прославляющая победу России в 1812 г., является одним из лучших достижений императорского фарфорового завода начала позапрошлого столетия.
Самая известная ваза.Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.
Портлендская ваза — исключительное по мастерству исполнения произведение эллинистической эпохи. Когда в XIX веке была предпринята попытка изготовить её точное подобие, работа (за которую полагалась премия в 1000 фунтов) оказалась настолько трудоёмкой, что искусствоведы пришли к выводу: на создание оригинала должно было уйти не менее двух лет. Обращает на себя внимание высококлассная техника резки по стеклу — свидетельство незаурядного дарования стеклорезчика. Созданные им фигуры камеи с трудом поддаются интерпретации, исходя из наших познаний о древнеримской мифологии. Одна из групп долгое время описывалась как Пелей и Фетида, другая — как вещий сон Гекубы о разрушении Трои, но существуют и другие, не менее правдоподобные толкования.
Документальных свидетельств об обнаружении вазы не сохранилось. Согласно одной из версий, её нашли около 1582 года в усыпальнице Александра Севера близ Рима. Как бы то ни было, в 1601 году она упоминается в письме астронома Николя-Клода де Пейреска к художнику Рубенсу. В то время ваза находилась в собрании кардинала дель Монте. Затем в течение двух столетий она была одним из главных сокровищ римского семейства Барберини. В 1778 году обедневшие Барберини уступили её за неизвестную сумму британскому посланнику в Неаполе Уильяму Гамильтону (супругу небезызвестной леди Гамильтон), который немного погодя привёз её в Лондон и продал герцогине Портлендской.
Герцоги Портлендские владели вазой до 1845 года, когда она поступила в собрание Британского музея. Появление вазы в Лондоне вызвало неподдельный интерес со стороны стеклодувов и мастеров керамики, которые наперебой пытались создать нечто подобное. Особенно основательно подошёл к этой задаче знаменитый фарфоровый мастер Джосайя Уэджвуд. Портлендская ваза вдохновляла его на протяжении нескольких лет. Первым делом он создал её подобие из яшмы, к которому прикрепил рельефы из белого стекла; этот экземпляр он преподнёс в дар своему другу Эразму Дарвину. Судя по этой работе, ко дну древнеримского оригинала в то время был приклеен стеклянный диск с головой Приама, по всей видимости, происходящий от другой вазы и призванный закрыть трещину в основании (с 1845 года он экспонируется отдельно от сосуда).
После того как один из многочисленных посетителей герцога случайно повредил главную гордость его коллекции, последний (в 1810 году) решил передать её на сохранение в Британский музей. Там 7 февраля 1845 года она была разбита вдребезги неким Уильямом Ллойдом. После нескольких лет кропотливой работы ваза была склеена из осколков и возвратилась на своё место в музее. Она была вновь разобрана и склеена в 1948 году, на этот раз на более долговечной основе. Последняя реставрация вазы была осуществлена в 1987 году.
Самая дорогая ваза.В 2006 году на Нью-Йоркском аукционе Sotheby’s хрупкая, китайская фарфоровая ваза середины XIV века ушла с молотка за 4.720.000 долларов. В последний раз она появлялась на публичном аукционе в 1993 году: тогда ее купили за 1.230 000 долларов. Сравнительно небольшая (34 сантиметра) ваза является образцом классического стиля Юань, в котором преобладает кобальтово-синяя подглазурная роспись по белому фону, это единственный сохранившийся экземпляр подобного рода.
Но данный ценовой рекорд был побит через несколько лет. Это было в ноябре 2010 года. На торгах небольшого лондонского аукционного дома Bainbridges появилась редкая фарфоровая китайская ваза эпохи правления императора Цяньлуна (около 1740-х), украшенная фигурными прорезями и росписями в гамме «розового семейства». Ваза когда-то принадлежала супругам Вильяму и Пэт Ньюман (как она попала к ним — неизвестно). После смерти Вильяма (в 2006) и Пэт (в 2010) их имущество перешло к сестре Пэт — Джин. Старушка Джин, проживающая в лондонском округе Пиннер вместе со своим сыном, бывшим адвокатом Тони Джонсоном, занималась разборкой вещей сестры, когда случайно наткнулась на красивую вазу. Они обратились в аукционный дом Bainbridges, занимающийся продажей недорогого антиквариата. Эксперт, которому ваза попала в руки, долго не мог поверить в то, что она подлинная, — слишком невероятным это ему казалось. В этот аукционный дом, существующий с 1979 года, никогда не приносили чего-то слишком ценного. На тот момент самой высокой ценой за всю историю Bainbridges были 100 тысяч фунтов за китайскую чашу в 2008 году. Специалист аукционного дома оценил вазу Джин и Тони Джонсона довольно скромно — в 0,8–1,2 миллиона фунтов. В день торгов 11 ноября 2010 года финальная ставка на этот лот составила 43 миллиона фунтов (51,6 миллиона фунтов с учетом комиссии). Это была настоящая сенсация. Бейнбриджская ваза была провозглашена самой дорогой в мире, а комиссия аукционного дома 8,6 миллиона фунтов за один этот лот примерно сравнялась с его суммарной выручкой за последние десять лет.
Однако история эта так и не получила своей счастливой развязки. Азиатский коллекционер, посуливший миллионы за шедевр китайского фарфора, так и не оплатил покупку. Больше двух лет ушло на ожидание. По сведениям некого арт-дилера, в течение этих лет определенные денежные суммы переводились, однако полный счет на 83 миллиона долларов так и не был оплачен. Много ходило слухов о том, кто же был этот загадочный покупатель.
Но если звездный час аукционного дома Bainbridges и был подпорчен, то для владельцев вазы, конечно, не все было потеряно. Устав ждать, Джин и Тони Джонсон перепродали свой фарфор в частной сделке через аукционный дом Bonhams за сумму в диапазоне от 20 до 25 миллионов фунтов. Факт повторной продажи подтвердили представители Bonhams. Специализирующиеся на азиатском антиквариате дилеры называют последнюю цену более справедливой, а 51 миллион фунтов за вазу считают фантастикой.
Самая маленькая хрустальная ваза (Книга рекордов Гиннеcса 2003 год)
Джим Айриш из Раткуллихена (Ирландия) сделал хрустальную вазу с 208 гранями шириной 8,55 мм, высотой 4,6 мм и толщиной 2,1 мм. Он работал 2 недели по 8 ч. в день. 6 таких крошечных ваз могут уместиться на одном ирландском пенсе. Увы, но фотографию этого шедевра «ирландского Левшы» мне так и не удалось найти…
Самая древняя ваза.А вот тут информация очень расходится.
Если верить статье из "Комсомольской правды" (
http://www.kp.ru/daily/26013/2936837/ ), то: "...самое древнейшее изделие было обнаружено в 1851 году в штате Массачусетс при взрывных работах в карьере. Это серебряно-цинковая ваза с тончайшей инкрустацией серебром в виде виноградной лозы. Возраст этой вазы, судя по породам, в которых она была найдена, составляет 534 млн. лет!..." Вот фото этой вазы:
Лично меня потряс возраст - 534 млн.лет!!!
И я полезла в другие источники посмотреть, что же было на планете Земля 534 млн. лет назад. А в это время шла Палеозойская эра и был Кембрийский период (543—490 млн лет назад). И вот что пишут про этот период:
""...В кембрийском периоде внезапно появляется огромное разнообразие живых организмов — предков нынешних представителей многих подразделений животного царства (в отложениях предшествующих кембрию останки таких организмов отсутствуют). Это внезапное в геологическом масштабе событие, но в реальности длившееся миллионы лет, известно в науке как кембрийский взрыв.
Ископаемые останки животных кембрийского периода находят довольно часто и по всему миру. В начале кембрийского периода (примерно 540 млн лет назад) у некоторых групп животных появляется сложно устроенный глаз. Появление этого органа было огромным эволюционным шагом — теперь животные могли видеть окружающий их мир. Так, жертвы теперь могли видеть охотников, а охотники — своих жертв.
В кембрийском периоде на суше жизнь не существовала. Но океаны были густо населены беспозвоночными, например, губками, трилобитами, аномалокарами. Время от времени огромные подводные оползни погребали сообщества морских существ под тоннами ила. Благодаря этим оползням мы можем наглядно представить себе, каким причудливым был животный мир кембрийского периода, ведь в иле прекрасно сохранились в виде окаменелостей даже нежные мягкотелые животные.
В морях позднего кембрийского периода основными группами животных были членистоногие, иглокожие и моллюски. Но самым важным обитателем морей того времени было бесчелюстное существо хайкоуихтис — у него кроме глаз развился примитивный позвоночник...."
Вот так!!! Поэтому напрашивается 3 варианта ответа:
1. Вазу сделали членистоногие, иглокожие или моллюски, живущие в воде. Чем сделали? Прикольно, правда?
2. Привезли на Землю инопланетяне. Вы в них верите?
Лично я - нет.
3. А можно ли верить газете "Комсомольская правда"?
Если же говорить серьезно, то скорее всего, самые древние вазы из глины начали делать на территории Греции около 8 тысяч лет назад (
http://labyrinthos.ru/text/bukina_krugovrashenie-kolesa-goncharnogo.html# ).